Robotic Process Automation (RPA). Как выбрать решение, подходящее вашей компании

17.01.2023
Robotic Process Automation (RPA). Как выбрать решение, подходящее вашей компании

Рутина. Это слово присутствует в любом бизнесе. Заполнить форму, прикрепить отчет, отправить сообщение по электронной почте. И так снова и снова. Рутина, словно болото, засасывает в себя рабочий энтузиазм сотрудников и ценное время. Но, к счастью, существует решение, которое поможет эти задачи автоматизировать. И это Robotic Process Automation (RPA), компьютерная программа-робот, имитирующая действия человека.

 Данная технология позволяет автоматизировать бизнес-процессы благодаря использованию программных роботов (software robots) и искусственного интеллекта. Программный робот воспроизводит действия человека, взаимодействуя с интерфейсом системы. RPA-системы разрабатывают список действий, наблюдая за тем, как пользователь выполняет эту задачу в графическом пользовательском интерфейсе приложения.Мировой рынок роботизации рабочих процессов показывает один из самых высоких темпов роста в ИТ-индустрии, а увеличение российского сегмента прогнозируется на уровне 29–49% в год (источник: CNewsMarket). Обычная автоматизация базируется на интерфейсах, протоколах, API, стандартах. RPA использует стандартные пользовательские программы (браузер, почтовый клиент, 1С, мессенджер и др.) и имитирует действия обычного пользователя.Эта технология помогает объединять через пользовательский интерфейс разнородные системы, у которых нет налаженных схем интеграции.
Истоочник:

https://spikysnail.com/wp-content/uploads/2021/07/RPA-definition-1424x1536.png

У робота есть виртуальное рабочее место. Он использует клавиатуру, мышь, но только с помощью экранных форм. Все это происходит в виртуальной среде. Но прежде чем воспроизвести процесс, человек должен его записать: показать роботу пошагово, что и когда он должен сделать, учесть возможные ошибки. То есть технология RPA позволяет записать последовательность действий на компьютере и многократно их воспроизвести. Отличие этих действий от действий обычного кликера состоит в том, что RPA-системы работают с технологиями компьютерного зрения, выбор необходимого места для клика определяется не простыми координатами (X, Y), а с помощью индикаторов. В процессе записи собираются все доступные сведения: 
  • картинки, 
  • расположение, 
  • какие элементы находятся рядом, 
  • название, 
  • тип данного элемента. 
А при воспроизведении, отталкиваясь от ранее собранных данных, робот определяет местоположение элемента в текущий момент, отталкиваясь не от того, что «искомый элемент точно должен быть здесь», а от информации «необходимый элемент должен выглядеть так», и робот уже сам ищет его.Как работает RPAТак как RPA-системы используются для решения бизнес-задач, то вокруг основной базы «записывай и повторяй» строится дополнительный функционал, который позволяет проще решать самые распространенные задачи офисных сотрудников, такие как работа с Excel-таблицами, распознавание текста сканов документов, заполнение форм и т. д. Таким образом, RPA позволяет снизить количество рутинных операций. Это уменьшает загрузку ИТ-отдела и повышает эффективность выполнения бизнес-задач.

Источник: 

https://krify.co/wp-content/uploads/2019/08/Working-process-of-RPA.jpg

Сам робот обычно находится на удаленном сервере, но его можно установить и на рабочий компьютер сотрудника. Если количество задач и процессов увеличивается, включается программа-начальник, которая контролирует задачи всех линейных роботов.Примеры RPA-автоматизации задач бухгалтерии 
  • Ввод данных в учетные системы из первичной документации (актов, приходных ордеров, платежек и т. д.).
  • Подготовка документов, счетов, счет-фактур для контрагентов.
  • Подготовка актов взаиморасчетов и выполнение процедур сверки с контрагентами. Формирование протокола разногласий.
  • Проведение процедуры инвентаризации, сверка номенклатуры, формирование описей, корректировка остатков в учетной системе.
  • Обработка зарплатных ведомостей. Выполнение платежей через банк-клиент.
  • Подготовка отчетов и документов по требованиям ФНС.
  • Оповещение о возникновении нештатных ситуаций (неоплаченные счета, подозрительные операции).
Итог внедрения:
  • Экономия более 4000 часов в год (высвобождение от 2 производственных штатных единиц на одного робота). 
  • Сокращение количества ошибок при обработке документов и счетов.
  • Увеличение скорости исполнения операций в 3–5 раз.
С чего начать и о чем важно помнитьПоддержка робота требует более высокой квалификации сотрудника, то есть роботизации нужна техподдержка, чтобы перенастраивать работу RPA при изменениях в интерфейсе системы или бизнес-процессов. Необходимы хорошо документированные алгоритмы работы системы и бизнес-процессов. Вот почему начинать настройку автоматизации стоит с первоначального аудита бизнес-процессов и их формализации.Роботы пока не могут заменить человека целиком и полностью, в любом случае ответственность за работу автоматики несут люди. Поэтому при внедрении RPA всегда нужен резервный алгоритм действий для поддержания работы бизнеса при отказе или вынужденной доработке роботизированного процесса. Проще всего поручить отдельному сотруднику мониторить весь процесс роботизации, чтобы он первым реагировал на возможные проблемы в работе RPA, сразу анализировал причины и принимал решения для минимизации финансовых и репутационных потерь.И конечно же, информационная безопасность. Роботы должны работать в закрытом программном контуре, чтобы избежать влияния вредоносных программ. Следует доверять роботов только проверенным специалистам и организациям, которые смогут обеспечить безопасность ваших бизнес-процессов после внедрения RPA.Какое RPA-решение выбрать?Когда вы принимаете решение о роботизации, важно предварительно оценить соотношение затраченного времени и ожидаемой выгоды. Автоматизировать в первую очередь следует то, что будет экономить как можно большее количество времени сотрудников. RPA-решение можно строить как на основе Open Source продуктов, так и с помощью проприетарного ПО (являющегося частной собственностью авторов или правообладателей и не удовлетворяющее критериям свободного ПО) для роботизации.  Большинство компаний, использующих иностранные решения, планирует в ближайшее время переходить на российские платформы, ведь уверенность в том, что завтра компанию не отключат, могут предоставить только отечественные вендоры.Расскажем о популярных российских RPA-решениях: ROBIN RPA, PIX RPA, Lexema-RPA, Primo и ELMA RPA.ROBIN RPAОсновные конкурентные преимущества: 
  1. Создание роботов без программирования. 
    Программист может привлекаться только для создания дополнительных кастомизированных действий в специальном защищенном инструменте.
  2. Реальная кроссплатформенность. Наличие SDK на любом языке программирования.
    — Работает под любой ОС (Windows, семейства Linux, Mac OC).
    — Не зависит от технологий Microsoft (не используется .NET Core для Linux).
    — Можно использовать любой язык программирования: Java, Python, Net (C#, VisualBasic, С++, Jscript ) для создания собственных компонент и действий с помощью мультиязычного SDK — не зависеть от вендора платформы.
  3. Защищенная ENTERPRISE-архитектура. Корпоративная ролевая модель.
    — Регулирование прав доступа сотрудников на сценарии роботов, готовых роботов, машины (серверов или АРМ) для запусков роботов, доступные действия в студии и т. п.
    — Управление правами на просмотр, экспорт и импорт роботов в хранилище.
PIX RPAОсновные преимущества системы PIX:
  • Нативная поддержка LibreOffice и файлов Excel на Linux.
  • Работает в Windows, Linux: Astra, AlterOS, Ubuntu и т. д.
  • Работает с MS SQL и PostgreSQL.
  • Лучшая работа с 1С на рынке.
  • Low-code-платформа позволяет разрабатывать программных роботов с учетом требований заказчика.
  • Защита от кибератак: 100% готовность работать в закрытом контуре без связи с интернетом даже для проверки лицензий.
  • Совместная проработка особых условий для клиентов по импортозамещению.
  • Методология по замещению с UiPath, Blue Prism, Automation Anywhere и др.
  • Лидер рынка в 2021 году по Enterprise RPA-решениям.
  • 100% покрытие функционала зарубежных платформ.
Lexema-RPAВозможности LEXEMA-RPA:
  • Создание гибридных программных продуктов со сложными интерфейсами и роботизированными операциями.
  • Кастомизация сторонних веб-приложений. Интерфейсы могут быть встроены в интерфейсы других систем.
  • Взаимодействие с приложениями и системами, такими как 1С, Контур, SAP и т. п.
  • Взаимодействие с офисными программами MS Office.
  • Взаимодействие с сайтами и с мессенджерами (Telegram, Whatsapp).
  • Распознавание текста и изображений и ввод полученных данных в другие системы.
  • Интеграция через сторонние API.
  • Формирование персонифицированной базы знаний пользователя и извлечение из нее необходимой информации по запросу пользователя.
  • Интеллектуальные ассистенты с интерфейсом чат-бота, которые по запросу пользователя предоставляют любые данные, содержащиеся в информационной среде компании и получают данные из корпоративных систем посредством готовых программ-роботов.
PrimoКлючевые возможности Primo RPA:
  • Работа с GUI: UI Explorer для поиска компонентов приложения, поддержка «толстых» и «тонких» клиентов, поддержка Android, запись действий при помощи рекордера. Обширный инструментарий для работы с веб-сервисами и службами очередей.
  • Наличие студии аналитики, которая позволяет облегчить обследование процессов и суммарно сократить затраты на роботизацию процессов на 20–30%.
  • Готовые компоненты: возможность проверки сведений на сайтах государственных органов, оптимизация работы и управления СУБД (Virtual Database Resources), в том числе работа с БД ЦФТ «из коробки».
  • Интеллектуальность: встроенные функции анализа скан-копий (OCR), работа с PDF.
ELMA RPAПреимущества ELMA RPA:
  • Низкий порог входа, что позволяет моделировать процессы не имея специального технического образования.
  • Роботы ELMA RPA используют технологии компьютерного зрения. Это позволяет научить робота ориентироваться в любом интерфейсе, в котором может ориентироваться человек.
  • Единообразная форма в различных средах. Не нужно устанавливать дополнительные плагины и учиться различным приемам работы в каждом приложении.  
  • Простота моделирования процессов. В процессе обучения робота ELMA RPA очень просто создавать универсальные программы. 
  • Потоковая обработка документов. Для работы с документами используются готовые активити. 
  • Управление программными роботами в корпоративной среде. Можно строить фермы ботов, которые будут выполнять всю рутинную работу в организации.
  • Роботы ELMA RPA имеют бесшовную интеграцию с BPM-системами, поэтому могут решать более масштабные задачи.
  • ELMA RPA рассчитана на отраслевых специалистов и аналитиков. 
  • Выполнение произвольного кода на C#.
  • Простой доступ к контексту процесса.
  • Подключение внешних библиотек.
  • Простая и прозрачная модель лицензирования.
Примеры внедрения отечественных RPA-платформВнедрение системы ROBIN RPA на примере АО «Первая Грузовая Компания» (ПГК).Задачи, которые необходимо было решить:
  1. Данные ежедневной сводки по местоположению, маршруте и задержках вагонах находились в различных внешних и внутренних системах. Для получения сводной информации требовался большой объем труда десятков сотрудников, каждый из которых за рабочий день обрабатывал информацию по 40–50 вагонам.
  2. Интеграция SAP с всеми имеющимися системами была малоэффективна, так как требовала много времени и затрат, поэтому сотрудникам ПГК приходилось выполнять ввод и сверку одинаковых данных в разных информационных системах.
Для решения первой задачи, как в рамках пилотного проекта, был создан программный робот, работающий по следующему алгоритму:
  • из корпоративной информационной системы робот выгружает Excel-файл, в котором содержатся номера вагонов;
  • во внешних информационных системах робот, согласно заданным алгоритмам, осуществляет поиск вагонов и причины задержек в пути следования;
  • по каждому вагону робот создает акты и выгружает из в виде Excel-файла.
Для решения второй задачи было создано 9 программных роботов, которые автоматизировали фильтрацию и выгрузку из SAP и загрузку в системы АСУ ПГК, Галактика ERP следующей информации:
  • информация по договорам с контрагентами;
  • информация о действующих маневровых диспетчерах (ДСЦ) с определением родительских договоров;
  • информация по актам приема-передачу в аренду вагонов;
  • информация по вагонам, поставленным на слежение;
  • информация по заявкам клиентов по действующим договорам;
  • информация по отчетам контрагентов по действующим договорам оперирования;
  • информация по входящим расчетам для проверки корректности;
  • информация по отчетам о расчетах с клиентами по действующим договорам оперирования.
 Внедрение системы PIX на примере автоматизации рабочих процессов в ERP-системе на электромеханическом заводе, который является одним из ведущих предприятий отечественного оборонного комплекса.Проблема заказчика заключалась в необходимости автоматизировать бизнес-процессы в связи с большим количеством сотрудников и значительными трудозатратами.                                     С помощью RPA обеспечили круглосуточную обработку заданий для распределения материалов по производственным заказам, ускорили поступление информации в ERP-систему для оперативного управления товарными запасами и исключили ошибки «человеческого фактора».          В результате внедрения PIX:
  • роботизация 22 цехов предприятия;
  • круглосуточная обработка документов;
  • ускорение процессов в 2 раза;
  • выполнение операций своевременно и без ошибок.
 Наша команда Globus IT Hard & Soft работает с российскими вендорами ведущих RPA-платформ: ROBIN RPA, PIX RPA, Lexema-RPA, Primo и ELMA RPA.Получите консультацию экспертов по роботизации бизнес-процессов
  

Читать ещё