Иностранные рынки, госзаказы и фудтех: главные ИТ-тренды этого года
04.07.2024
Globus IT провел ежегодное исследование ИТ-рынка и выяснил основные тренды развития ИТ-компаний на 2024-2025 гг. Участники опроса поделились мнением о необходимости развития присутствия на иностранных рынках, а также выбрали наиболее перспективные направления работы.
Участники опросаИсследование прошло весной 2024 года, его участниками стали 175 компаний-представителей digital-рынка России. В опросе приняли участие агентства разных масштабов, но большую часть респондентов составили небольшие агентства численностью до 50 человек – 69%. При этом оборот 56% опрошенных – до 60 миллионов рублей в год, у 27% годовой оборот составляет от 60 до 200 миллионов рублей, а оборот еще 17% – выше 200 миллионов рублей в год.Почти половина участников (42%) занимаются заказной разработкой, чуть меньше (31%) – аутстаффингом. Основным рынком для 60% компаний, принявших участие в опросе, является Россия. Выход на иностранные рынкиПредыдущие два года сильно ударили по зарубежным направлениям работы, но за это время компании смогли адаптироваться к новым условиям. Сейчас агентства не только восстанавливают старые связи с европейскими заказчиками и партнёрами, но и продолжают формировать прочные взаимоотношения в восточном направлении. Новые направления расширяют пул услуг и возможностей для российского ИТ-рынка, который качеством готового продукта уже конкурирует на рынке, где ранее господствовали индийские разработчики.В ближайшее время также прогнозируется экспансия отечественных разработчиков на рынки стран Африки и Латинской Америки.А вот азиатские страны довольно закрыты и, несмотря на большое стремление к сотрудничеству со стороны российских компаний, покорить этот рынок смогло совсем небольшое число респондентов – меньше 4%.АутстаффингПодробно о трендах аутстаффинга мы уже рассказывали в нашей статье. А если коротко, то наиболее востребованными стеками на аутстаф-проектах стали системная и бизнес-аналитика, а также веб-разработка. И хотя аутстаффинг, по сравнению с прошлым годом, сдаёт позиции, он все еще формирует существенную долю маржинальности компаний.Оборот и маржинальность Как и прогнозировали в исследовании 2023 года, рынок ИТ продолжает расти. Большинство компаний отмечают рост оборотов: снижение произошло только у 4% опрошенных компаний.Рост маржинальности не так стремителен: большинство говорит о небольшом приросте в 10-30%, а у части участников маржинальность осталась без изменений.Снижение темпов ее роста можно связать со сменой агентствами сфер деятельности: так, например, некоторые из участников отказываются от аутстаффинга и отдают приоритет разработке собственных продуктов.Расширение сфер деятельностиВ рамках стремления расширить свое географическое присутствие, агентствам потребовалось нарастить хорошую исследовательскую и аналитическую экспертизу. Такие ИТ-компании могут предложить своим клиентам сильных специалистов в этой области и занять часть рынка, принадлежащую ранее исключительно консалтинговым фирмам.Ожидаемо вырос спрос на ERP-системы и 1С-интеграции: это обусловлено ростом импортозамещения и тенденцией к созданию собственных уникальных продуктов.Среди новых перспективных для себя сфер участники опроса назвали также фудтех и медицину.Рост затратГоворя о затратах, большая часть респондентов отметила, что потратиться пришлось на разработку собственных продуктов (39%), обучение сотрудников (36,5%) и PR-активности (36,5%).Несмотря на пандемию и долгий режим самоизоляции, в большинстве компаний признают важность личного взаимодействия с командой. Поэтому, хоть в некоторых агентствах и сократились расходы на офис (33%), а кто-то и вовсе перешел на полную удаленку (30%), у 27% компаний, наоборот, выросли затраты на офис и мероприятия для сотрудников. В подавляющем большинстве компаний действует гибридный режим работы, который, судя по опросу hh.ru, в сентябре 2022 года искали 54% россиян.При этом респонденты отметили, что показатель текучки, растущий в предыдущие два года, сильно упал.Каналы продаж: партнеры или тендерПоследние несколько лет на ИТ-рынке России наблюдался бум партнёрских сетей, и теперь они дают мощные плоды в качестве канала продаж: их эффективность признает почти половина участников исследования.На втором месте – входящие заявки, а 15% заявок приходятся на активный маркетинг (холодные продажи). Часть респондентов отметила также важность личных контактов и нетворкинга, которые помогают находить новых клиентов.Постепенно развивается еще один канал продаж – тендеры. Участие в тендерах дает возможность компаниям получать крупные заказы, в том числе и государственные.ГосзаказыНа сегодняшний день все больше агентств проявляет интерес к госпроектам и видит положительные стороны в работе с гозаказчиками. В свою очередь, компании с государственным участием увеличивают количество заказов на разработку в связи с поиском новых решений для импортозамещения. Самыми популярными площадками для участия в тендерах по госзаказам называют Росэлторг, Сбербанк-АСТ, РТС-тендер и ЭТП ТЭК-Торг. Как и в свое время с аустаффингом, с ростом спроса от госкорпораций ИТ-компании адаптируются и формируют специализированные отделы по работе с государственными тендерами и госзаказчиками. У четверти компаний уже есть такой отдел, а 5% готовы открыть такие подразделения. По сравнению с предыдущим годом стремление закрепиться в этом сегменте рынка у компаний значительно выросло. Планы развитияНаиболее востребованы решения ИТ-отрасли для финтеха: большая часть заказов приходит именно оттуда. При этом именно в финтехе традиционно самый высокий спрос на аутстаффинг специалистов.С точки зрения перспектив для развития своих продуктов среди крупных компаний выделяются также медицина/здравоохранение и промышленность.Также собственные продукты игроки рынка хотели бы развивать в сферах обучения и ИТ. Большая часть участников опроса предпочтет в этом году сосредоточиться на заказной разработке ИТ-решений и аутстаффинге. При этом планируется небольшое повышение ставок (на 10-20% или на 20-30%). ПрогнозАбсолютное большинство (84%) респондентов уверены в росте рынка ИТ, тогда как в прошлом году об этом говорили только 51%, что свидетельствует об укреплении рынка. С ростом рынка будут появляться новые игроки, которые будут занимать расширяющиеся ниши интеграции с готовыми продуктами. Возвращается взаимодействие с западными заказчиками, которые снова готовы сотрудничать с качественным российским продуктом. Агентства продолжают делать ставку на аутстаффинг, а те, кто собирается уходить из аутстаффинг-модели, переходят не в заказную разработку, а к созданию собственных продуктов. Для них новыми интересными направлениями являются медицина и фудтех, а самыми надежными остаются финтех, промышленность и e-commerce.