Роботы в производстве и логистике: между ожиданиями и реальностью
05.11.2025
В последние годы роботизация стала одной из самых обсуждаемых тем в бизнесе. Компании из разных отраслей ищут способы сократить издержки и зависимость от человеческого фактора, повысить точность и скорость процессов. Однако за идей полного автоматизма чаще скрывается более реалистичная картина – гибридная модель, где человек и машина работают вместе, дополняя друг друга.
На основе интервью нашего СЕО Павла Короткого с топ-менеджментом российских ИТ-компаний в рамках авторского ТВ-проекта «Короткий разговор», мы составили свое мнение о том, как проходит процесс роботизации в отечественных компаниях.«Технику под землей необходимо обслуживать, поэтому устранение нестандартизированных операций остается за человеком», – отмечает Вадим Желтухин, директор по информационным технологиям АЛРОСА.Действительно: хотя автоматизация набирает обороты, полная замена людей роботами пока остаётся скорей задачей будущего. Многие процессы – обслуживание, ремонт, адаптация под нестандартные ситуации – требуют человеческого участия. С другой стороны, Андрей Орлов, директор по ИТ группы компаний Аскона, подчеркивает, что автоматизация – это вынужденный шаг: «Мы все находимся на одном рынке, где число квалифицированных специалистов не растет. Поэтому роботизация, автоматизация – это наше будущее». Он приводит практический кейс: на центральном распределительном центре компании под Москвой запущена роботизированная система. Но и там, по его словам, «до сих пор идет опытно-промышленная эксплуатация. Роботы ездят, но ездят не туда. Это стандартная проблема, когда два робота не могут договориться, кому проезжать».Российский контекст: рост через препятствияПо данным российского рынка, в 2024-2025 годах наблюдается существенный рост внедрения промышленных роботов: установка промышленных роботов в России за год выросла на 60% и превысила 8 000 единиц. При этом плотность роботов в промышленности России на конец 2024 года составляла около 29 роботов на 10 тысяч сотрудников.Также отмечается, что внедрение сталкивается с препятствиями: высокая стоимость роботов (от 10-15 млн рублей и выше) и нехватка квалифицированных специалистов-интеграторов. В отрасли логистики и склада, как у Асконы, роботизация/автоматизация стала опорным инструментом, но пока функционирует скорее как «ассистент человека», а не как абсолютное решение.Подводим итогСпрос на роботизацию растёт, особенно в логистике и производстве. Компании видят в этом не угрозу, а возможность. «Важно не думать о том, что ИИ и роботы “захватят” работу, – подчеркивает Вадим Желтухин, – а о том, какие функции мы готовы делегировать, а какие должны остаться под контролем человека». Андрей Орлов добавляет, что автоматизация всё чаще становится ответом на демографический вызов: когда не хватает рабочих рук, машины берут на себя повторяющиеся и тяжёлые операции, а люди переключаются на задачи, где требуется мышление и креативность.Роботизация в России сегодня выглядит не как революция, а как постепенная эволюция. Там, где процессы стандартизированы – например, в складской логистике – роботы уже ощутимо повышают эффективность. Но там, где условия меняются и требуется гибкость, роль человека остается ключевой.Компании, прошедшие первые этапы автоматизации, сходятся во мнении: успех не в том, чтобы заменить людей, а в том, чтобы правильно распределить роли между человеком и машиной.