Бизнес-кухня, или Как заказчик выбирает digital-агентство. #1

29.10.2020
Бизнес-кухня, или Как заказчик выбирает digital-агентство. #1

IT-компаниям хорошо известны все тонкости разработки и внедрения digital-проекта. А что в это время происходит на стороне заказчика? Далеко не все представляют, какие этапы и процедуры предшествуют и/или сопровождают процесс выбора подрядчика, которому в итоге доверят создание мобильного приложения для миллионов пользователей или внутрикорпоративной сети, объединяющей тысячи сотрудников. Поговорили с представителями бизнеса и собрали все инсайты.

Всех — в одну лодкуДля компании независимо от сферы бизнеса (будь то банк, финтех, FMCG, логистика, e-commerce и т. п.) внедрение любого IT-решения, которое автоматизирует или реализует важные для компании бизнес-процессы, практически всегда превращается в сложный проект, требующий слаженного взаимодействия всех его участников. В одну лодку необходимо посадить всех заинтересованных участников:
  • внутреннего заказчика — представителей конкретного бизнес-подразделения, которое отвечает за постановку и реализацию задачи;
  • ИТ-отдела компании, которому потом с новым IT-решением жить и интегрировать в текущие процессы;
  • финансовый отдел, который должен апрувить бизнес-цели и ROI;
  • команду разработчиков со стороны digital-агентства, которая непосредственно создает и внедряет новое IT-решение.
Единый подходКомпании, имеющие опыт внедрения каких-либо IT-решений, знают, что выбор «правильного подрядчика» является залогом успеха проекта. Поэтому к нему подходят очень тщательно, а сама процедура отбора представляет собой сложный процесс, состоящий из четырех основных этапов: подготовка, определение круга потенциальных поставщиков IT-решений или услуг, сравнение претендентов и их КП и выбор подрядчика. При этом специфика IT-решения непосредственно на саму процедуру выбора обычно не влияет. Независимо от того, что именно закупается — облачные сервисы, разработка веб-решений или мобильных приложений, внедрение готовых продуктов CRM, ERP или BI, — выбор поставщика обычно проходит через одни и те же этапы.Первый, или предварительный, этап — подготовка к процедуре закупкиНа этом этапе производится предварительная оценка бюджета проекта, его сроков, определяются основные параметры, критерии отбора поставщиков. Тут также может разрабатываться техническое задание для проведения тендеров и переговоров с потенциальными подрядчиками. Другой важной задачей этого этапа является формирование команды проекта со стороны заказчика.На этом этапе заказчик также может привлекать кого-то из потенциальных подрядчиков — например, для предварительной оценки бюджета или консультаций по подготовке ТЗ. Обычно в этом случае приходят к проверенным поставщикам/разработчикам IT-решений, занимавшимся внедрением других продуктов ранее, или к тем, кто осуществляет поддержку имеющихся в компании IT-проектов. Но иногда, хотя и существенно реже, привлекают и совершенно новые компании. Очевидно, что в большинстве своем такое взаимодействие осуществляется на добровольной и безвозмездной основе. При этом поставщику это не гарантирует победу в борьбе за проект, хотя и дает определенные преимущества при прочих равных.Второй этап — список потенциальных подрядчиковНа этом этапе определяется широкий круг исполнителей, которым интересен проект, а также происходит запрос первоначальных предложений. Для формирования такого списка прибегают к следующим способам:1. Обычно в первую очередь заказчик обращается к проверенным вариантам — к подрядчикам, предыдущий опыт работы с которыми был положительным.2. Далее привлекаются подрядчики, положительный опыт работы с которыми есть у сотрудников компании (возможно, по прошлой работе) или по рекомендациям знакомым (да, сарафанное радио работает и здесь).3. После этого очередь доходит до подрядчиков, с которыми реального опыта работы не было, но которые как-либо смогли привлечь внимание ранее:        a) они или их сотрудники (как правило, руководители) активно общаются в социальных сетях и показывают свой уникальный опыт;        b) участие в отраслевых выставках и мероприятиях;        c) крупные проекты и реклама, которые освещаются в профильных СМИ (здесь речь не только об IT-изданиях, но и профильных для заказчика);        d) другая реклама, например контекстная;        e) простой поиск в сети Интернет.4. И последний вариант пополнения списка участников — компании, подавшие заявку на участие в открытом конкурсе или тендере (если по каким-либо причинам выбирается именно этот вариант осуществления закупки).Результатом этого этапа является сформированный круг потенциальных подрядчиков и набор конкретных предложений с оценками стоимости и сроков оказания услуг по внедрению соответствующего IT-решения.

Продолжение читайте в следующей статье.

Читать ещё