Медиацентр
Эволюция взаимодействия: Аутсорс — Аутстаффинг — In-house
11.05.2021О том, как меняются форматы взаимодействия, почему это происходит и какая модель сотрудничества выгоднее для игроков рынка, рассказал CEO Globus Павел Короткий.
В последние полгода тема аутстафф-сотрудничества начала обсуждаться в ИТ-сообществах еще активнее. И это не удивительно, новый для рынка — удаленный — вид аутстаффинга открывает возможности для тех игроков из числа региональных digital-агентств, которые ранее не могли выводить ИТ-специалистов в офисы крупных заказчиков. Однако и у этой модели взаимодействия есть свои нюансы, о которых мы расскажем. Прежде всего давайте разберемся в терминах.Сотрудничество на ИТ-рынке чаще всего можно описать одной из трех основных моделей:
✔️ Аутсорс — разработка продукта по заказу клиента, который не задумывается о ресурсах и самом процессе, а лишь выдает техзадание с оценкой бюджета, которое выполняет агентство. Весь процесс разработки находится на стороне подрядчика-исполнителя. Обычно этот формат взаимодействия предпочитают заказчик, если у него либо нет экспертизы для этой разработки, либо ресурсы загружены, либо он не хочет на эту задачу тратить свои ресурсы.✔️ Классический аутстаффинг — процесс по разработке ИТ-продукта находится на стороне заказчика. Заказчику нужны «руки», которые будут выполнять определенные задачи, связанные либо с аналитикой, либо с тестированием, либо с разработкой продукта. Но все работы при этом осуществляются непосредственно на стороне заказчика — предоставление ресурсов происходит именно на его территории, в его офисе и его команде и под его руководством.✔️ Удаленный аутстаффинг — новый вид аутстафф-сотрудничества, когда команды, которые могли работать только в офисе, теперь работают удаленно. В связи с пандемией 90% заказчиков перешло на удаленный формат работы, и открылось окно возможностей. Например, мы работаем с банками, очень большая часть банковских систем была закрыта вне офиса, поскольку отделы информационной безопасности не допускали других вариантов сотрудничества. Но в связи с введением карантинных мер всем пришлось срочно разрабатывать новые схемы для организации дистанционной работы как подрядчиков, так и сотрудников, иначе бизнес умрет. Пандемия дала возможность всем, кто раньше мог работать только в офисе, начать работать удаленно.Как двигается рынок: эволюция взаимодействия
Почему совершается переход от аутсорса к аутстаффингу
Компания-заказчик прокачивает свою экспертизу — учится делать ИТ-продукты. Кроме того, развивается экспертиза и внутри продукта. Ряд цифровых проектов становится для заказчика критически важным, поэтому он начинает туда привлекать не аутсорсные ресурсы, а внутренний штат. И со временем понимает, что ему нужны люди, чтобы делать что-то быстрее, масштабнее, и это логично приводит нас к модели аутстаффинга.На эволюционный переход к аутстаффингу повлиял также еще один тренд — выросло значение и прибыльность digital-продуктов во всех отраслях.Так, в 2011–2012 гг. основные заказы на разработку цифровых продуктов были от ИТ-компаний (Яндекс, ABBYY, Kaspersky и т. д.).В 2013–2014 гг. более традиционные виды бизнеса, например банки, начали выделять ИТ-проекты в отдельное, дополнительное направление, которое при этом не приносило основного дохода, поэтому его часто отдавали на аутсорс.В последние годы заказчики из самых разных отраслей начали понимать, что цифровые проекты — важная часть бизнеса, за которой будущее. Уже сейчас это один из главных источников прибыли. А значит, это core-экспертиза, которая должна храниться внутри. И это еще одна причина, почему растет спрос на аутстафф-сотрудничество.Почему происходит переход от аутстаффинга к in-house
Аутстаффинг неразрывно связан с хантингом — часть людей, которые выделены в команду заказчика, переходят к нему непосредственно во внутренний штат. Это логически неизбежное последствие подобного формата сотрудничества, который следует принимать во внимание аутстафф-подрядчику при планировании ресурсов. Когда разработчик трудится в команде клиента на протяжении 2–3 лет, заказчику выгоднее перевести его во внутренний штат, чем рисковать тем, что экспертиза по его продукту окажется на рынке по завершении проекта. Кроме того, за время работы в команде этот специалист уже адаптировался к корпоративной культуре и бизнес-процессам заказчика. И получается, что при переводе такого сотрудника в штат (in-house) значительно экономится время и деньги на его адаптацию, которая, по оценке компаний, в среднем занимает около года.Связь эволюции взаимодействия и управленческих циклов внутри компании-заказчика
Часто все эти переходы «аутсорс» — «аутстаффинг» — «внутренний штат» (и обратно) сильно завязаны на управленческую команду и стратегии, которой эта команда придерживается.Например, одна из крупнейших на рынке ИТ-компаний в начале нашего сотрудничества основное внимание уделяла web-направлению, а mobile-разработки отдавались целиком на аутсорс.В 2014 году пришла другая управляющая команда, и наше взаимодействие по этим направлениям практически прекратилось, сотрудничество перешло в другие области — дизайн, маркетинговая поддержка и т. д.Через несколько лет в этой компании опять поменялась команда управленцев, появилась возможность привлечения к проектам не только in-house-специалистов, и мы возобновили сотрудничество.В среднем цикл жизни одной управляющей команды в крупной компании составляет от 3 до 5 лет. После этого топ-менеджеры чаще всего или уходят из компании или развиваются дальше по вертикальной или горизонтальной модели.Соответственно, даже если сейчас у заказчика принята модель «все in-house, никакого аутстаффинга и никакого аутсорса» — это не означает, что с этой компанией никогда нельзя будет начать сотрудничество. Это лишь значит, что со временем, когда команда управленцев сменится, возможно, придет какое-то другое видение и, возможно, будет запущен новый цикл взаимодействия. Надо просто подождать.Какая модель взаимодействия выгоднее
Когда аутстаффинг выгоднее аутсорса
На первый взгляд, модель аутстаффинга имеет все преимущества перед аутсорсом, поскольку эволюционно это более совершенная модель взаимодействия.Но аутстаффинг-сотрудничество действительно выгоднее, только если заказчик обладает высоким уровнем зрелости в разработке ИТ-продуктов, содержит core-экспертизу внутри — знает, какой цифровой продукт ему нужен и как его создать, и ему необходимы только «руки»-— дополнительные ресурсы для разработки, чтобы быстро достичь масштабирования.В этом случае формат аутстаффинга позволяет сосредоточиться на построении эффективной команды и достижении целей, а не на выяснении отношений и перекладывании ответственности. Подобные конфликты между лагерем заказчика и лагерем подрядчика — не редкость при аутсорсной модели сотрудничества.Когда аутстафф выгоднее внутреннего штата
✔️ Стоимость ИТ-специалистов может быть дешевле: исключаются затраты на наём и увольнение, корпоративное содержание (налоги, ДМС, содержание рабочей техники и т. д.).Кроме того, если заказчик — не ИТ-компания, он не может воспользоваться льготами, которые есть у многих подрядчиков (digital-компаний), — сниженными тарифами страховых взносов.✔️ Если бизнес-задачи требуют режим быстрого включения/отключения команд. Аутстафф-сотрудничество дает возможность быстрого масштабирования — поиск ресурсов происходит сразу на всем рынке, быстро и без дополнительных затрат со стороны заказчика, позволяет производить ускоренную ротацию ресурсов и перенаём сотрудников в штат. При переключении на другие бизнес-задачи, где потребуются сотрудники с другими экспертизами, нет необходимости в массовых увольнениях, которые потенциально таят в себе репутационные потери для любой крупной компании.Сравним ключевые аспекты трех моделей взаимодействия