О проекте
Вдохновившись опытом компании Amazon, которая внедрила более 20 магазинов без продавцов и касс по всей Америке, в Globus IT обратился крупный ритейлер с задачей разработать аналогичный проект для установки его в российских городах.У данных высокотехнологичных магазинов масса преимуществ. По данным Форбс, обычные розничные магазины тратят на зарплаты продавцов, кассиров и иного обслуживающего персонала 6–10% общей выручки. Отсутствие сотрудников позволяет сэкономить эти деньги. И при этом, по некоторым данным, в среднем прибыль «умного магазина» на 50% выше, чем у традиционного.Магазин без продавцов можно разместить в любой географической точке страны. Главное, чтобы там был мобильный интернет и электричество. В том числе на различных фестивалях, опен-эйрах и других мероприятиях под открытым небом.Кроме того, это серьезная имиджевая история: развитие высокотехнологичных проектов выделяет компанию среди конкурентов и привлекает внимание платежеспособной категории граждан и продвинутой молодежи.
Задача
У магазинов без касс довольно много преимуществ и для покупателей:
- Отсутствие очередей и, как следствие, экономия времени. По словам заказчика проекта, среднее время покупки в магазине нового формата занимает всего 3,5 минуты, а самая быстрая — около тридцати секунд.
- Шаговая доступность в самых отдаленных местах.
- Отсутствие эмоционального взаимодействия с кассирами и предотвращение возможных конфликтов по вине человеческого фактора.
Реализация
Реализация проекта проходила в несколько этапов:
- Проектирование. В рамках первого этапа мы плотно общались с заказчиком, чтобы получить максимум необходимой для разработки информации. По итогам было написано техническое задание, описаны архитектурные решения, варианты интеграции с ИТ-инфраструктурой ритейлера.
- Поэтапная разработка в соответствии с техническим заданием и утвержденным календарным планом.
- Тестовая эксплуатация пилотного магазина.
- Сдача проекта заказчику
Результат
Магазин был выполнен и смонтирован в установленные договором сроки:
- Изготовлен торговый павильон площадью 20 кв. м. Ассортимент товаров в нем — 250 наименований.
- Были разработаны два кроссплатформенных мобильных приложения на React Native (для покупателей и для обслуживающего персонала).
- Разработана административная панель.
- Сделана интеграция с системой SAP, откуда берется номенклатура наименований и товарные остатки.
- Магазин нового формата работает по принципу «умный дом»: на основе архитектуры IoT (интернет вещей) действует система датчиков, они в автоматизированном режиме контролируют вход, выход, нахождение на объекте, регулируют температурный режим, вентиляцию, освещение, определяют задымление и обеспечивают физическую безопасность.
- Видеокамеры фиксируют все пространство торгового павильона: это позволяет контролировать число товаров — купленных или только снятых с полки — с помощью нейросети. Система позволяет фиксировать количество товаров, которые взял или положил обратно покупатель. Анализ проводится в режиме реального времени по всем посетителям одновременно, результаты сопоставляются с корзиной в мобильном приложении.
Как же все выглядит в обычной жизни
С точки зрения покупателя
Покупатель подходит к двери магазина и сканирует QR-код, скачивает мобильное приложение, авторизуется и нажимает в нем кнопку «Открыть».Посетитель берет с полки товары, сканирует их код, они тут же отражаются в его мобильном приложении. Выбрав нужные товары, покупатель нажимает кнопку «Оплатить». В приложении можно привязать карту, чтобы не вводить ее данные каждый раз. В финале на почту покупателю приходит электронный чек. При нажатии кнопки «Открыть» двери деблокируются, и человек покидает помещение магазина. С точки зрения продавца
Для работы магазинов нового формата нужно как минимум два человека: оператор и обслуживающий торговую точку сотрудник.Оператор следит за всем происходящим в режиме реального времени. Именно к нему поступает оперативная информация обо всем происходящем в магазине, в том числе о внештатных ситуациях — например, о взломе торговой точки, о возможном воровстве (то есть несоответствии товаров в чеке и в руках покупателя при выходе), а также о необходимости совершить уборку в магазине или пополнить ассортимент товара на полках. В экстренной ситуации взлома или воровства именно оператор принимает решение, как отреагировать.Оператор также сообщает обслуживающему персоналу, что необходимо сделать. В МП сотрудников появляется чек-лист со списком задач, которые следует решить (например, прибраться). Когда поручение выполнено, сотрудник ставит отметку об этом в МП. Кроме того, обслуживающий персонал в плановом порядке обходит торговые точки, чтобы выполнить уборку и восполнить ассортимент на полках.Первая точка была открыта в Подмосковье. В дальнейшем ритейлер продолжил разработку данного проекта, который трансформировался в сеть магазинов без продавцов и касс.