Продуктовая разведка

Предпроектные исследования — это уникальная методика GLOBUS, сочетающая в себе применение agile-практик на этапе погружения в бизнес-задачи. Это отличный способ определить ценность функционала и понять, как обосновать идею для руководства, усадить в одну лодку технарей и бизнес, не потратив бюджет впустую и минимизировав затраты.

Внутри в Globus мы делим задачи по разработке на два вида:

Разработка проекта — это IT-разработка, которая нацелена на цифровизацию устоявшегося процесса, либо выполнение задачи, приоритет которой ясен и понятен для бизнеса. В этом процессе нет места неопределенности. Сюда входят классические методы создания проекта: разработка и проектирование. Также мы проводим разработку полного технического задания с описанием всех особенностей проекта.

Разработка продукта — напротив, процесс с высокой долей неопределенности. Задачи зачастую могут быть не приоритезированы. Здесь цель нашего исследования — выявить востребованность и необходимость функционала. В силу быстрого изменения внешних факторов техническое задание не требуется.

Как это работает

Существует три основных этапа исследований:

Исследование рынка
Как правило, данный этап применяется в том случае, когда вы готовы создать что-то совершенно новое для себя и вопрос о том, существуют ли подобные практики у конкурентов, особенно актуален. Мы исследуем рынок и оцениваем то, какой функционал потребуется для той или иной задачи, снижая возможные риски проекта быть невостребованным. В результате этого исследования мы получаем набор функционала, который является базовым, необходимым и вау-фишки. Ответ предоставляется в виде развернутого отчета с поддержанием обратной связи.

Общение с бизнесом
Мы подходим к поставленной задаче с пониманием текущей ситуации на рынке. Уделяем несколько сессий обсуждению бэклога, который будет важен для решения бизнес-задач. Важно обратить внимание на ключевую бизнес-задачу, провести анализ пользовательских групп (путем выбора пользователей, которые могут помочь внести наибольший вклад в развитие проекта), после чего создать наиболее релевантный функционал (пользовательские истории). В итоге вы получаете готовый набор четких задач, разбитых по приоритетам, которые необходимо реализовать.

Работа с пользователями
Когда у нас есть весь функционал, важно помнить, что риск невостребованности на рынке все еще существует. Именно поэтому мы верифицируем гипотезы и проверяем верность предложенного варианта, общаясь с пользователем. Применяются три основных методики:

  • анализ карты кликов прототипа (путем выдачи кликабельных прототипов и сбора фидбека);
  • «проблемное» интервью (сбор пользовательской информации);
  • user story mapping (построение жизненного цикла болей для расчета дальнейших шагов).

Успешная практика

Впервые мы представили методику для интернет-магазина бытовой техники «ВИКИМАРТ» в 2016 году. Компания активно развивала сайт, выделяла бюджет на продвижение, но прибыль не возрастала, а, напротив, активно падала. Возникло множество вопросов: как избежать потерь, выработать стратегию продвижения с минимальными рисками для компании и повысить лояльность аудитории?

После обсуждения мы стали прорабатывать общую идею: есть ли необходимость в мобильном приложении для интернет-магазина? На рынке существует устоявшееся мнение о том, что подобное решение — это больше о стандартах и удобстве, но в процессе проработки задачи мы выяснили, что в этом случае оно необходимо для повышения лояльности аудитории.

Следующий вопрос: как же удержать аудиторию?

Мы выявили основные инструменты, направленные на взаимодействие с пользователями: каталог, корзина, история покупок и начисление баллов лояльности.
В результате переговоров было принято решение детально проработать функционал, который направлен именно на работу с аудиторией: предстояло вывести на первый план программу лояльности, которая была бы реализована путем создания системы начисления баллов.

Во время дальнейших исследований идеи прибавлялись, а способ мышления менялся, — это нормальная практика, которая поддерживается традиционным методом редактирования ТЗ путем расставления приоритетных задач и ранжирования ценностей. Например, во время работы над задачей повышения лояльности аудитории вектор внимания смещался на холодный поток клиентов. В результате компания изменила бизнес-задачу, а мы смогли оперативно подстроиться и прийти к единому контексту.

В нашей практике бывает и такое, что требуется провести обучение без проработки конкретной бизнес-задачи, т. е. поделиться опытом и профессиональными навыками, которые помогли бы направить компанию к решению возникшей проблемы, — сейчас мы как раз работаем над подобным проектом.

Предпроектные исследования во многих случаях помогают снизить риски на проекте и избежать нерелевантных затрат, что всегда актуально при разработке новых решений на рынке.

Остались вопросы? Мы с радостью ответим на них.