Enterprise Resource Planning (ERP): секрет эффективного управления ресурсами компании

06.02.2023
Enterprise Resource Planning (ERP): секрет эффективного управления ресурсами компании

Растущий бизнес увеличивает количество не только рутинных операций, но и обрабатываемых данных. Каждый процесс можно автоматизировать с помощью ПО, которое поможет контролировать показатели продаж, спрогнозировать выручку, учитывать остатки и решать другие управленческие и стратегические задачи. А можно объединить в рамках единого информационного пространства отдельные программные продукты, которые обеспечивают автоматизацию всех бизнес-процессов компании.

Интегрировать все сферы деятельности предприятия в единую информационную модель данных и процессов, которая обеспечит непрерывную оптимизацию любых ресурсов компании, поможет Enterprise Resource Planning (ERP). Все это облегчает планирование деятельности предприятия, поддерживает и стимулирует сотрудничество как внутри компании, так и с внешними контрагентами.Система планирования ресурсов (ERP) — это программное обеспечение, помогающее предприятиям автоматизировать основные бизнес-процессы и управлять ими для достижения оптимальной производительности. Зачем нужна ERP-система:
  • Обеспечивает информацией в реальном времени
  • Интегрирует виды деятельности фирмы
  • Делает возможной организационную стандартизацию
  • Устраняет информационную асимметрию
  • Обеспечивает одновременный доступ к одним и тем же данным для планирования и контроля
  • Помогает взаимодействию внутри организации
  • Способствует развитию сотрудничества между компаниями
Интеграция всей информации в рамках ERP-системы позволяет предприятиям получить существенные конкурентные преимущества. Например, экономический эффект от внедрения ERP-решений на платформе «1С:Предприятие 8», по данным публикованных проектов, составляет:
  • Рост прибыли — 14%
  • Ускорение обработки заказов — 50%
  • Сокращение сроков исполнения заказов — 21%
  • Сокращение операционных и административных расходов — 16%
Что входит в ERP-системуДля управления основными бизнес-процессами компании (финансы и бухгалтерский учет, взаимодействие с поставщиками, управление персоналом, продажи, управление запасами и т. д.) используется набор интегрированных приложений или модулей — ERP-система.
Кому и зачем нужна ERP-системаПрежде всего внедрение ERP-системы необходимо предприятиям среднего и крупного бизнеса, которые хотят быстро реагировать на любые изменения и развиваться, опираясь на актуальную и полную информацию.ERP как комплексная система управления предприятием стремится максимально объединить в рамках единой платформы все процессы, что сокращает затраты на поддержку и обслуживание системы, а также ускоряет работу сотрудников компании.Современные ERP-системы поддерживают широкий спектр бизнес-функций, но им необходимо взаимодействие и синхронизация с другими приложениями и источниками данных, такими как решения CRM (Customer Relationship Management, система управления взаимоотношениями с клиентами) и HCM (Human Capital Management, система управления человеческим капиталом), платформы электронной коммерции, отраслевые решения и даже другие ERP-системы. В чем разница между CRM и ERPЕсли вкратце, то CRM — это система автоматизации и контроля продаж, а ERP — более емкое понятие, включающее в себя управление ресурсами и бизнес-процессами в организации. Возьмем условную сделку. В CRM менеджер отдела продаж начинает работу на этапе заявки и постепенно доводит клиента до стадии сделки и повторных продаж. А ERP-система отвечает за выполнение полученного заказа и анализ финансового состояния компании.
Подробнее о CRM — в нашем блоге.Интеграция ERP-решений позволяет компаниям получить информацию из различных систем, повысить эффективность бизнес-процессов, улучшить клиентский опыт и упростить сотрудничество между командами и деловыми партнерами.Как построено взаимодействиеПроизводитель ERP-платформ предлагает готовые решения для бизнеса, которые можно быстро кастомизировать силами партнеров и встроить в любой IT-ландшафт.Вот почему в построении ERP-системы для отдельного предприятия обычно принимают участие несколько сторон:
  • Производитель платформы — создает сам продукт (например, «1С:ERP»)
  • Вендор — владеет торговой маркой (например, RDV IT и «Максофт Оптима»)
  • Дистрибутор/дилер/интегратор — занимается «приземлением» продуктов и бесшовной интеграцией (например, Globus Hard & Soft)
  • Потребитель — использует ERP-решения
Система «1С:ERP Управление предприятием 8»Согласно рейтингу ERP-систем 2021 от Market.CNews, лидером российского рынка является 1С:ERP.Рассмотрим эту систему подробнее.
  • Платформа позволяет автоматизировать большинство блоков управления предприятием, обеспечить управление всеми ресурсами предприятия и способна объединить все процессы компании в общую информационную систему. «1С:ERP», охватывает работу всей компании, а не отдельных подразделений.
  • Руководители высшего звена смогут вести в программе управленческий учет, фиксировать цели и анализировать их достижение, отслеживать ключевые показатели бизнеса, составлять платежный календарь, экономический прогноз, финансовый анализ и бюджетирование.
  • «1С:ERP» позволяет контролировать план производства и расходы сырья, рассчитывать себестоимость продукции, контролировать качество изделий, создавать заказы поставщикам, вести план закупок, анализировать цены, контролировать складские запасы и многое другое.
 Примеры работ партнеров по внедрению ERP-системыПостроение корпоративной сети и обеспечение ее безопасности в агрохолдингеСитуация до проектаЗаказчик — агрохолдинг, который замыкает весь производственный цикл от выращивания сельхозкультур и скота до реализации готовой продукции конечному потребителю.Все структурные подразделения агрохолдинга объединила корпоративная сеть, которая обеспечивала передачу данных в различных форматах и доступ пользователей к системным приложениям. Однако руководство было недовольно отказоустойчивостью сети и отсутствием безопасности. Например, отсутствовали необходимые технологии аутентификации пользователей для доступа к корпоративной сети, что могло приводить к умышленному или неумышленному выведению сети из строя, несанкционированному использованию корпоративной информации. Ситуация осложнялась отсутствием схемы текущей корпоративной сети и какой-либо документации к ней.РешениеСпециалисты проанализировали существующую структуру сети агрохолдинга и выявили проблемы, а спустя неделю была составлена документация и схема к текущей сети. Было рекомендовано реализовать проект на основе текущей сети с новым оборудованием и с учетом требований заказчика.В результате была создана единая VPN-сеть для 3000 сотрудников. Сеть обеспечила защищенный доступ к корпоративным данным с разграничением ролей к контенту и приложениями.Автоматизация кадровой службы позволила организовать удобную и надежную систему учета персонала. Налажена система всеобъемлющего управленческого учета, предоставляющая руководству заказчика полный набор инструментов для эффективного управления предприятием и быстрого достижения окупаемости. Правила ведения учета на предприятии были формализованы и структурированы, что позволило максимально сократить сроки введения системы учета в работу. А интеграция продукта с системами PDM и MES помогла упростить получение данных из их информационных баз и повысить эффективность учета.Результаты проекта 
  1. Технические специалисты заказчика могут быстро и своевременно выявлять и устранять проблемы благодаря системе постоянного мониторинга текущего состояния сети. Повышена отказоустойчивость.
  2. Обеспечена внутренняя безопасность корпоративной сети. Доступ к корпоративной сети теперь могут иметь только зарегистрированные пользователи. Внедренные технологии позволили свести к минимуму вероятность выведения корпоративной сети из строя из-за неправильной эксплуатации или атак из внутреннего периметра. 
  3. Обеспечен контроль доступа к интернет-ресурсам. Установлен Next Generation Firewall, который позволяет контролировать трафик, а также открывать или запрещать доступ к нежелательному контенту. 
  4. Осуществлено объединение удаленных офисов в единую VPN-сеть с шифрованием трафика. Сотрудники офисов получили защищенный доступ через публичную сеть к корпоративным данным центрального офиса.
Эффективность деятельности производителя газоизмерительного оборудования возросла благодаря внедрению ERP Ситуация до проектаИнформационная система, которая использовалась на предприятии, не в полной мере обеспечивала потребности клиента. Не хватало механизмов для ведения производственного учета в требуемых аналитических разрезах, отсутствовали возможности анализа затрат на производстве и расчета фактической себестоимости продукции, а также введения оперативного учета движения денежных средств.РешениеРуководство приняло решение о внедрении современной информационной системы для оптимизации ведения производственного и бухгалтерского учета.С целью реализации проекта был выбран программный продукт «1С Предприятие 8. ERP Управление предприятием 2», поскольку необходима была программа, возможности которой позволяют иметь комплексную информационную систему для ведения бухгалтерского, налогового и производственного учета, полностью отражающую все процессы комплекса, максимально автоматизированную работу пользователей.В ходе выполнения проекта в эксплуатацию были запущены следующие подсистемы:
  • Бухгалтерский учет
  • Управление складом
  • Управление продажами
  • Управление закупками
  • Отраслевая специфика: учет затрат на производстве, расчет себестоимости, планирование потребностей в материалах
Результаты проекта
  1. Автоматизирован производственный учет.
  2. Обеспечена возможность анализа затрат и расчет себестоимости продукции
  3. Автоматизирован учет денежных средств.
  4. Оптимизировано ведение бухгалтерского и налогового учета и единой информационной системы.
  5. Повысилась производительность труда сотрудников.
  6. Увеличилась эффективность деятельности предприятия.
  7. У руководства появилась возможность финансового планирования с учетом различных факторов и аналитических данных, предоставляемых системой.
Как подобрать ERP-систему для вашей компанииГрамотно организовать проект по внедрению ERP-системы и избежать типовых ошибок помогут эксперты Globus Hard & Soft. Это юнит Globus IT, который отвечает за направление автоматизации и регламентации бизнес-процессов. Помимо web- и mobile-разработки, теперь мы можем предложить заказчикам полный комплекс цифровых услуг: поставку и интеграцию компьютерного и серверного оборудования, ПО для автоматизации бизнес-процессов, систем визуализации и анализа данных, CRM и ERP, Low-code и СХД. Узнать подробнее и получить консультацию.

Читать ещё