Бизнес-кухня, или Как заказчик выбирает digital-агентство. #2

05.11.2020
Бизнес-кухня, или Как заказчик выбирает digital-агентство. #2

Выбор подрядчика для реализации IT-проекта – сложный процесс, требующий вовлечения всех заинтересованных лиц со стороны заказчика. Независимо от внедряемого решения (облачные сервисы, разработка веб-решений или мобильных приложений, внедрение готовых продуктов CRM, ERP или BI) и способа проведения закупки (тендер, запрос КП, прямая закупка и т.п.), процедура выбора IT-компаний предполагает, как правило, одни и те же этапы. В предыдущей статье мы подробно рассмотрели, как проходит подготовка к новому проекту и каким образом формируется список потенциальных исполнителей. Сегодня подробно остановимся на основных подходах к анализу полученных КП и критериях выбора победителя.

Третий этап — анализ полученных предложенийЭтот этап обычно начинается с составления простой сравнительной таблицы, где перечислены подрядчики, стоимость их предложения, сроки реализации и другие важные для проекта параметры (это могут быть и дополнительные услуги, такие как последующая поддержка решения, и гарантийные сроки, и различные применимые значения SLA). Как показывает практика многих заказчиков, по стоимости полученные предложения могут отличаться на порядок и даже более. Аналогичным образом могут отличаться и сроки реализации.Далее команда проекта со стороны заказчика проводит анализ предложений. При этом часто процесс растягивается и сопровождается дополнительными встречами и переписками с потенциальными подрядчиками. В процессе таких встреч и переговоров часто выявляются дополнительные важные параметры проекта, которые ранее не были определены на предварительном этапе.По результатам этого этапа может формироваться некий документ (например, таблица), который содержит все важнейшие параметры каждого предложения. В некоторых случаях эти параметры могут сопровождаться определенными весовыми коэффициентами или выставлением баллов, которые позволяют провести беспристрастный анализ полученных предложений.Четвертый этап — выбор подрядчикаНа основе ранее полученных данных проводится выбор подрядчика. На этом этапе обычно оцениваются следующие параметры:
  • Стоимость проекта, т. е. капитальные затраты (CAPEX). Оценивается как бюджет конкретного контракта, так и стоимость его внедрения, которая может включать дополнительные расходы на лицензии, дополнительные сервисы, услуги или материалы.
  • Последующие операционные затраты (OPEX). Мало провести имплементацию проекта, нужно понимать, сколько будет стоить его поддержка в будущем. Сюда входят и расходы на оборудование, и поддержка в широком смысле этого слова — обеспечение работы инфраструктуры и программного обеспечения, поддержка пользователей, внесение небольших изменений и доработок в проект.
  • Ценообразование (Time & Material или Fix Price). Обычно российский заказчик не готов идти по модели T&M и хочет точно знать стоимость проекта до его начала. Тем не менее варианты T&M широко распространены за границей и все чаще встречаются и в отечественной практике.
  • Сроки внедрения проекта. Нередко заказчик не может оценить степень своей вовлеченности в проект и ожидает, что он будет реализован максимально оперативно. При этом часто именно на согласование уходит больше времени, чем на разработку.
  • Методология внедрения или разработки (Waterfall, Agile).Отечественные компании до сих пор предпочитают классический «водопадный» подход, но все чаще, понимая, что сложные проекты практически невозможно описать в одном ТЗ, рассматривают и альтернативные варианты. Один из таких подходов — итеративный waterfall — предполагает, что все работы разбиваются на этапы, а техническое задание составляется последовательно на каждый из них. Таким образом, к моменту написания ТЗ на последнюю часть первые оказываются уже реализованными.
  • Применяемые инструменты (язык программирования, IDE или Framework). Иногда заказчики сами диктуют их использование, например для оптимизации расходов на поддержку в будущем (однотипность позволяет поддерживать продукты с меньшими затратами).
  • Опыт подрядчика. Это очень важный параметр: получить крупный контракт компании, которая не реализовала ни одного серьезного проекта, просто нереально. Но иногда даже внушительное портфолио не гарантирует победу. Часто заказчик ожидает увидеть у подрядчика опыт успешной реализации проектов в его, заказчика, отрасли. Это обусловлено тем, что каждая сфера бизнеса имеет свою специфику, и заказчик справедливо полагает, что наличие у подрядчика аналогичного опыта работы упростит взаимопонимание и коммуникации и ему не нужно будет расшифровывать названия и термины, объяснять нюансы.
  • Наличие у подрядчика собственных программистов. Не секрет, что на digital-рынке есть компании, которые не имеют своих разработчиков в штате, а используют труд фрилансеров. По возможности заказчики стараются избегать таких контрагентов, т. к. это чаще всего (хотя очевидно, что не всегда) говорит об отсутствии у подрядчика культуры разработки, а значит, не гарантирует качество проекта и повышает риск невозможности его дальнейшего развития.
  • Выстроенный процесс разработки. Это еще один момент, который в целом охватывает принятые у разработчика процессы и методологии ведения проектов и разработки ПО. Здесь заказчики обращают внимание на наличие таких процедур, как код-ревью и Q&A (тестирование), а также на инструменты ведения проекта и его документации (Kanban, JIRA и др.).
Данный список отражает основные требования к подрядчику, хотя некоторые заказчики могут предъявлять меньше требований, а у других компаний их может быть и существенно больше. Причины тому — как внутрикорпоративные регламенты, так и предыдущий опыт реализации подобных проектов.На финальном этапе, после анализа всех претендентов на соответствие их КП и имеющегося опыта заданным критериям, происходит естественный отсев подрядчиков и круг сужается. Выбор из оставшихся может осуществляться по цене, дополнительным параметрами и весовым коэффициентам. Иногда победитель определяется простым голосованием команды проекта.Вместо заключенияИ напоследок важный момент. Критерии выбора подрядчика не зависят от вида конкурса: будь то прямая закупка, простое сравнение КП, закрытый или открытый тендер — список требований от этого не меняется. Главная цель заказчика — решить стоящую перед ним бизнес-задачу, уложившись при этом в сроки и бюджет, а конкретная процедура закупки определяется лишь действующими внутри организации нормативными актами.

Читать ещё