Медиацентр
Риски на рынке аутстаффинга и что будет дальше
17.05.2021Обзор и прогнозы CEO Globus Павла Короткого
Кадровый голод в ИТ-отрасли будет продолжаться. Согласно пессимистичному прогнозу, в 2025 году каждый четвертый ИТ-запрос может не досчитаться своего разработчика. Временное преимущество будет у тех компаний, которые используют все ресурсы на рынке — и внутренние, и внешние, в том числе аутстафф-команды. Рост спроса подталкивает все новые агентства активно выходить на рынок аутстаффинга. Однако следует принимать во внимание риски, которые существуют у этой модели сотрудничества и которые в основном ложатся на плечи подрядчиков.Сложные тендерные процедуры
У крупных заказчиков, таких как Сбербанк, Альфа-банк, Тинькофф, чаще всего сотрудничество начинается с участия в тендере, который сопровождают сложные процедуры оформления. Небольшие агентства не всегда обладают нужной экспертизой по подготовке документации. Поэтому пока на рынке аутстаффинга главными игроками остаются крупные агентства, которые иногда привлекают более мелкие компании для субподряда. Падение ставок
Заказчики заинтересованы в том, чтобы при масштабировании снижать ставки по аутстафф-договорам, для этого они стараются упростить тендерные процедуры и все чаще приглашают к участию небольшие региональные агентства. Несмотря на то, что средняя заработная плата на ИТ-рынке растет ежегодно на 5–10%, с 2013–2014 гг. ежедневная ставка по аутстафф-договорам упала примерно в 2 раза. Как следствие, крупнейшие опытные подрядчики начинают уходить с рынка, в тендерах появляются относительно небольшие агентства. И в результате либо падает качество предоставляемых услуг, либо агентство берет на себя налоговые риски.Юридическое оформление договоров и налоговые риски
Рынок ИТ-услуг является льготным. Многие агентства пользуются налоговыми льготами (об изменениях 2021 года, которые коснулись НДС, налога на прибыль и страховых взносов ИТ-сферы читайте тут). Однако эти преимущества действуют только для тех компаний, 90% дохода которых получены благодаря реализации самостоятельно разработанного ПО, от оказания услуг (выполнения работ) по разработке, адаптации и модификации ПО, от услуг (работ) по установке, тестированию и сопровождению указанного ПО. Большинство договоров по аутстаффингу, которые агентства заключают с заказчиками, это соглашения по найму сотрудников. Юридически объектом договора может являться разработка ИТ-продукта, но де-факто это предоставление разработчика. И существует большой риск, что налоговая инспекция скоро научится идентифицировать такие договоры по косвенным признакам — например, если в нем прописаны ставки специалистов, их необходимая квалификация или приведен поименный список команды, а также установлено требование работы на территории заказчика. Это означает, что на подрядчике по таким договорам всегда будут значительные риски: если налоговая инспекция выявит, что доля контрактов по аутстаффингу является значимой частью выручки (более 10% от суммарной), то применение налоговых льгот может быть невозможно — исполнителю грозит доначисление налогов, пеней и штрафов. Если же в аутстафф-договоре обозначено выполнение определенных работ по цифровым продуктам — так делают, чтобы сохранить льготное налогообложение для ИТ-сферы, то юридические риски могут возникнуть у подрядчика при проектной сдаче в случае, если стороны по той или иной причине не смогут прийти к соглашению.Ближайший прогноз
Тендерные процедуры упрощаются ⬇️Небольшие региональные агентства активно выходят на рынок аутстаффинга⬇️Ставки продолжают падать⬇️Доля участия крупных подрядчиков в аутстаффинге будет сокращатьсяОднако этот тренд может остановиться, если основная доля компаний-заказчиков решит вернуть весь штат в офис.Возврат в офис после пандемии или удаленка?
Пока непонятно, как поведут себя компании-заказчики после пандемии. Возможно, многие примут решение о массовом возвращении сотрудников в офис. И это означает, что работа аустафф-команд, которые сейчас находятся на удаленке, будет под вопросом. Клиенты могут принять решение о возврате к классической модели аустаффинга, которая подразумевает, что вся команда, включая наемных сотрудников, находится на территории заказчика.С точки зрения экономической целесообразности и скорости бизнес-процессов будут выигрывать те заказчики, которые будут применять более гибкие модели взаимодействия с подрядчиками, а не настаивать на возвращении к классическому аутстаффингу (работа только на территории клиента). Большинство исполнителей за год работы на удаленке привыкли и не хотят возвращаться в офис.Для агентства выигрышной стратегией будет «не хранить все яйца в одной корзине» — сочетание аутстафф-подрядов + аутсорс-проекты для сохранения льготного налогообложения и снижения рисков в случае изменения бизнес-конъюнктуры рынка.Материал подготовлен по мотивам доклада CEO Globus Павла Короткого на митапе «Аутстаффинг: опыт компаний-заказчиков». Запись встречи можно посмотреть на нашем ютуб-канале по ссылке.